Меню KDT

Совет по педогогической этике

О некоторых вопросах педагогической этики

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2020 года № 20619.

       В соответствии с подпунктом 34-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога" ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые:

       1) Правила педагогической этики согласно приложению 1 к настоящему приказу;

       2) Типовые правила организации работы совета по педагогической этике согласно приложению 2 к настоящему приказу.

  1. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 января 2016 года № 9 "Об утверждении Правил педагогической этики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13038, опубликован 1 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).
  2. Юридическому департаменту Министерства образования и науки Республики Казахстан (Байжанов Н.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Каринову Ш.Т.
  2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан

А. Аймагамбетов

 

 

Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 11 мая 2020 года  № 190

       

 Правила педагогической этики

 Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила педагогической этики (далее - педагогическая этика) разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога", а также основаны на общепризнанных нравственных принципах, а также нормах Республики Казахстан.
  2. Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.
  3. Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
  4. Текст педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.
  5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

 Глава 2. Основные принципы педагогической этики

  1. Основными принципами педагогической этики являются:

      1) добросовестность:

      добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      2) честность:

      честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      3) уважение чести и достоинства личности:

      Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.

      Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;

      4) патриотизм:

      Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине - Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам.

      5) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:

      Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

      Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.

      Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;

      6) профессиональная солидарность:

      Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.

      Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;

      7) непрерывность профессионального развития:

      Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

 Глава 3. Основные нормы педагогической этики

  1. Педагоги в служебное и неслужебное время:

      1) соблюдают основные принципы педагогической этики;

      2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

      3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине - Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.

      4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;

      5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

      6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;

      7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;

      8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;

      9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;

      10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

      11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

       12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;

      13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

      14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;

      15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;

      16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;

      17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;

      18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;

      19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

  1. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:

      1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;

      3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

      4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;

      5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

       6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

  1. В отношениях с коллегами педагоги:

      1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;

      2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

       3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

  1. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.
  2. Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие Советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

Приложение 2
к приказу

Директорға сұрақ қою